Йога стала популярна в последние годы настолько, что уже появились знатоки, которые могут сходу назвать несколько разных методик, да еще и компетентно рассуждать о том, чем йога Айенгара отличается от Аштанги или Кундалини.
Большинство центров йоги специализируется на одной из методик, но есть проект Федерации йоги России – центр йоги «Сфера», в котором представлено все разнообразие подходов и практик.
В рамках встреч с мастерами разных практик йоги недавно прошел семинар Карта Сингха, одного из гуру Кундалини Йоги.
Биографическая справка: Карта Сингх, родился в Марокко, живет и преподает йогу во Франции. Основатель и Директор международной Школы Кундалини йоги во фрнцузских Альпах Amritnam Sarovar. Основатель Французской Федерации кундалини йоги, являющейся членом IKYTA (Международная Ассоциация преподавателей Кундалини йоги).
Какова роль йоги в жизни современного человека? В чем секрет ее популярности? В современном мире мы живем в постоянном напряжении. Это напряжение непонимания: мы не понимаем ни смысла жизни вообще, ни смысла нашей собственной жизни, не понимаем, почему случается то, что случается, зачем мы встречаемся с людьми и почему с ними расстаемся.
В нас растет чувство одиночества, отделенности от мира. Нам необходимо понимание. Йога отвечает этим нуждам.
В чем специфика кундалини-йоги, чем она отличается от других видов практик? Ментальная работа – это работа из тела. Не над телом, как многие думают, а именно из тела. Поэтому йога – это практика осознания телесности.
Кундалини-йога – это работа с энергиями тела. Откуда берется энергия? Извне и изнутри, это энергия напряжений. Кундалини-йога – это работа с праной, с ритмом, с углами напряжения. Крийя – одно из важных понятий в практике кундалини-йоги – энергия в движении, это напряжение, которое транспортирует прану.
Направляя напряжения в теле, мы преодолеваем привычные, сложившиеся векторы напряжения, которые мешают нам, заставляя подчинятся стереотипам – и тогда мы преобразуем наши границы. Границы, о которых вы говорите – это границы возможностей? Пожалуй. Мы сами создаем свои границы, привычки – причиной тому страх.
Есть определенные способы действия, к которым мы привыкли, из-за них мы не видим реальности. Так, привычка за привычку, создается круг одинаковых действий – в нем спокойно, безопасно.
Но в нем нет ни движения вперед, ни открытий.
Как вы сами пришли к практике кундалини-йога? Все началось в молодости. В 16 лет я стремился открыть тайну жизни. Поступил в Университет, стал изучать науки и философию – не понравилось. Я не нашел там ответов на мои вопросы. Стал увлекаться различными практиками, но, видимо, не встретил настоящих учителей. Все время мне не хватало осознания. И только когда я встретил йоги Бхаджана, все сразу встало на свои места. Вопросов больше не было, все встало на свои места. И смысл жизни сразу стал ясен – моя жизнь в том, чтобы учить.
Приписываемое вам изречение, ваш девиз гласит «все, что не передано, будет утеряно», значит ли это, что учение – необходимая составная часть понимания? Жизнь не принадлежит нам, она нам дана. И если мое предназначение – учить, я должен отдать жизнь учению. Чтобы получать, надо дарить, чтобы понимать, надо учить – это закон круговорота энергии. Вы преподаете кундалини-йогу в разных странах.
Есть ли разница в восприятии, в способе преподавания? Есть разница в публике. Как палитра красок – разные эмоции, культурные привычки. Но человеческие проблемы за культурными стереотипами одни и те же. Поэтому каждый раз надо найти язык, который откроет двери понимания. Поэтому невозможно повторять одно и то же, когда я начинал практиковать йогу, был один мир. Мир изменился, и с этим нужно считаться. Сегодня у человека слишком много информации, действия множатся, групповая идентичность больше не имеет значения. Поэтому сначала надо обрести автономность, а потому устанавливать отношения с людьми.
В чем основа отношений? Несорвеновательность. Я и ты – разные, каждый индивидуален, но коммуникация возможна и возможно сотрудничество. Практика йоги позволяет обрести собственную автономность и учит осознанной коммуникации с другими.
Беседовала Анна Конева