Интервью с Фаеком Бириа

УДЕЛ ИЩУЩИХ  

Когда я отправлялась на встречу с Фаеком Бирия, руководителем парижского центра йоги Айенгара, я ожидала увидеть человека серьезного, вдумчивого и философичного. Оказалось же, что гуру йоги – человек веселый и легкий в общении.  — Господин Бирия, есть один анекдот: «Группа туристов из западных стран путешествует по Индии. Во время одной из экскурсий они встречают йога, который висит на дереве, держась за ветку одной рукой, а в другой руке он держит книгу, которую читает. Туристы столпились под деревом. Один из них спрашивает: «Скажите, это правда, что вы, йоги, все можете?» — «Обман», — отвечает йог, отрывает от ветки руку, которой он держался, переворачивает страницу и снова берется за ветку». Какова же цель йоги? Прежде чем ответить, Фаек Бирия смеялся так долго, что на время пришлось выключить диктофон.  — Канонические тексты йоги говорят нам, что высшая цель йоги – соединение человека с богом. Йога должна привести человека к его истоку. Но забудем об этом. Потому что как я могу найти гармонию с богом, если я не способен найти гармонию с людьми, мне подобными? Как человек, который не способен существовать гармонично с другими людьми, может претендовать на то, что он найдет гармонию с миром, с богом? И как можно быть в гармонии с другими людьми, если не найдена гармония с самим собой? Так что первая цель йоги – это попытка обрести гармонию с самим собой.  — Насколько важна роль учителя в этом процессе? — Когда ко мне приходит человек, который хочет начать заниматься йогой, я говорю ему: это отличная идея, начинайте заниматься, познакомьтесь с учителем. Прежде всего, важно, чтобы возникла некая алхимическая взаимосвязь с учителем, потому что если нет этого личностного контакта, практика будет казаться сложной, нудной и результат будет труднодостижим. Поначалу я рекомендую заниматься на протяжении 3 недель два раза в неделю. После этого вы должны почувствовать первые результаты. Если этого не произошло, то либо курс плохо построен, либо учитель плохой. Либо йога вам не подходит.   А если же йога подошла настолько, что стала частью жизни?  Поначалу учитель ведет, затем в какой-то момент практика становится необходимостью. И тогда надо найти в себе силы отойти от учителя, попробовать другие методики, познакомится с другими учителями, заниматься самостоятельно.  — Не секрет, что многие, кто начал заниматься йогой, становятся буквально фанатами. Не порождает ли это проблем в общении с близкими, ведущими обычный образ жизни?   Когда кто-то начинает заниматься йогой, он испытывает такой энтузиазм, что непременно желает вовлечь в занятия всю свою семью. Он видит в йоге решение всех проблем, средство от всех болезней, от плохого настроения, депрессии, простуды… Со временем этот энтузиазм проходит, приходит понимание, что этот путь есть путь индивидуальный. Невозможно заставить другого заниматься йогой. Но возможно обратное – происходят перемены с вами, если вы практикуете йогу, вы становитесь бодрым, пребываете в ровном хорошем настроении, у вас повышается работоспособность, и другие люди задумываются о том, что помогает вам так отлично выглядеть, и иметь столько сил. Так что и ваши близкие непременно захотят попробовать.  А если не получается? Нет гибкости в теле, мешают старые болячки, нет времени заниматься?   Практика йоги – для всех, для молодых и пожилых, больных и здоровых, мужчин и женщин, верующих и неверующих.  Это ясно говорят старинные тексты  Настоящее преподавание должно соответствовать всем нуждам. Не должны скучать те, кто может больше, и не должны мучится те, кто может меньше. Для этого метод Айенгара использует подручные средства – ремни, кирпичи, одеяла.  — Есть ли разница в преподавании на Востоке и на Западе?  Глобально разницы нет.  Возможно, есть некоторое различие между миром западным и миром восточным. На западе люди слишком с большим энтузиазмом относятся к практике, их нужно сдерживать. Они с энтузиазмом начинают, работают, также легко могут бросить. Нужно их тормозить, сдерживать, давать им двигаться вперед постепенно. Восточные люди, напротив, слишком спокойны. Их нужно подталкивать, подбадривать, мотивировать, показывать им морковку, чтобы они двигались вперед.   Напрашивается вопрос, а русские?  Они, действительно, между востоком и западом! Дух философии и дух понимания, скорее, близок к восточному, а способ практики, подход к действию – западный. Россия похожа на Японию в некотором смысле, японцы также делят свою традицию между западным и восточным подходом.  — А есть ли разница в подходе мужском и женском?  Очень много женщин занимается йогой. Возможно, дело в том, что именно женщины более склонны заниматься собой, собственным внутренним миром, они стремятся к гармонии и видят в йоге пути к ее достижению. Но сейчас и мужчины, и женщины испытывают нехватку времени. Первое, что говорят, у меня мало времени, не знаю, смогу ли я заниматься регулярно…   И как же решить эту проблему XXI века?   Эту задачу и ставил перед собой Айенгар. Ему удалось адаптировать йогу к нуждам нашего времени, но при этом сохранить и ее философскую глубину, и строгость практики. Я думаю, это шедевр в своем роде, практика, которая дает максимальный эффект при 

Вернуться к разделу: Статьи